Иная информация


Памятка для предпринимателей:

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ
1. Кто и когда может проверить юридическое лицо и индивидуального предпринимателя.
2. Основания внеплановой проверки.
3. Уведомление о проверке и документы, предъявляемые «контролером» до начала проведения проверки.
4.Применение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности.
5. Проведение контрольной закупки в рамках мероприятий по контролю.
6. Профилактическая роль контрольно-надзорной деятельности.
7. Права и обязанности юридического лица и индивидуального предпринимателя.
Следует помнить, что положения Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ), устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:
- при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;
- при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;
- при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
- при осуществлении налогового контроля;
- при контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- при контроле и надзоре за обработкой персональных данных;
- и другие исключения, предусмотренные ч.3, 3.1 ст.1 Закона № 294-ФЗ.
В данной памятке приведены общие требования к контрольно-надзорной деятельности, предусмотренные Законом № 294-ФЗ.
1. Кто и когда может проверить юридическое лицо и индивидуального предпринимателя.
Деятельность бизнеса контролируют свыше 30 госорганов плюс органы муниципального контроля. О том, какие проверки вашего бизнеса запланированы на
2017 год можно узнать на сайте proverki.gov.ru, на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Республики Крым либо на официальных сайтах органов контроля.
Согласно ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ до 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в случае применения в рамках надзора риск - ориентированного подхода.
Льгота не действует, если за последние три года:
- компании выписывали административные штрафы за грубое нарушение законодательства;
- приостанавливали ее деятельность или дисквалифицировали руководителя;
- аннулировали или приостанавливали действие лицензии.
В случае если Вы, являясь субъектом малого предпринимательства, включены в сводный план проверок, Вы вправе в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268 обратиться в орган контроля с заявления об исключении проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Законодатель прояснил ситуацию, когда в назначенную дату проверка срывается: директор отсутствовал, офис заперт и т. п. В этих случаях контролеры составят акт о невозможности проведения проверки и в течение трех месяцев надзорный орган вправе назначить новую плановую или внеплановую проверку.
Внеплановая проверка бизнеса может произойти в любое время, тем более что с 01.01.2017 для этого введены новые основания.
2. Основания проведения внеплановой проверки
Основанием для проведения внеплановой проверки с 01.01.2017 являются:
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- поступление в орган контроля (надзора) заявления от ЮЛ и ИП о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий;
- мотивированное представление должностного лица органа контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с ЮЛ И ИП, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных
предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
- выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с ЮЛ и ИП при осуществлении видов государственного контроля (надзора) к которым применяется риск-ориентированный подход, параметров деятельности ЮЛ и ИП, соответствие которым или отклонение от которых является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);
- приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Очередное нововведение касается жалоб потребителей. Внеплановая проверка компании по жалобе потребителя будет возможна, если выполнены два условия. Клиент, чьи права нарушили:
-обратился с жалобой к самой компании, но там его требования проигнорировали;
-в жалобе в орган контроля заявитель указал все свои данные (анонимную жалобу госорган рассматривать не будет)
Обращаем внимание, что по ряду видов государственного контроля (надзора), указанных в ч. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ иными федеральными особенности могут устанавливаться особенности в части оснований внеплановых проверок.
Например, основанием для проведения внеплановой проверки в рамках реализации контрольно-надзорных функций Государственной инспекцией труда являются:
- истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- поступление в федеральную инспекцию труда:
обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
- обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
- запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;
- наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Основанием для проведения внеплановой проверки должностными лицами МЧС РФ является:
1) истечение срока исполнения организацией выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;
2) наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
3) поступление в орган государственного пожарного надзора:
сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после
строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного пожарного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также требований пожарной безопасности на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;
4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
3.Уведомление о проверке и документы, предъявляемые «контролером» до начала проведения проверки.
О проведении плановой проверки ЮЛ и ИП уведомляются органом контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, согласованной с органом прокуратуры, ЮЛ и ИП уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
По проверкам, согласованным с органами прокуратуры, а также при наличии информации о фактах нарушения прав потребителей уведомление о проведении
внеплановой выездной проверки действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» предварительное согласование с органами прокуратуры сроков проведения внеплановой проверки субъектов обращения лекарственных средств, а также предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения этой проверки также не требуется.
Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля (надзора) и только должностными лицами, которые указаны в нем.
Одновременно с предъявлением служебных удостоверений проверяемому лицу либо его представителю под роспись вручается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля.
По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.
Кроме того, по просьбе проверяемого лица проверяющие обязаны ознакомить его с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения.
В случае если проведение внеплановой проверки подлежало согласованию с органом прокуратуры, проверяемому лицу должна быть предъявлена копия документа о согласовании проведения проверки.
С органами прокуратуры согласованию подлежат внеплановые проверки по имеющейся в органе контроля (надзора) информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Уже с 1 июля 2016 года должностные лица на проверках не вправе требовать разрешения, выписки из ЕГРП и другие документы, которые есть в распоряжении надзорного органа.
С 01 января 2017 года у ЮЛ и ИП органы контроля не вправе требовать представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
В рамках предварительной проверки у ЮЛ и ИП могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
4. Применение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности.
Начнут применять риск-ориентированный подход на проверках бизнеса. Нововведение действует с 3 сентября 2016 года (постановление Правительства РФ от 17.08.2016 №806). Компанию отнесут к определенной категории риска, и это повлияет на количество плановых проверок. Компании с низким риском освободят от плановых проверок.
Каждый надзорный орган сам определяет категорию риска и класс опасности компании, исходя из того, насколько вероятны нарушения со стороны компании и насколько негативными будут последствия. При этом будут учитывать информацию о ранее проведенных проверках, назначенных штрафах.
Если предприятию не присвоена категория риска, то его отнесут к самому низкому, 6-му классу опасности.
С 1 января 2018 года риск-ориентированный подход будут применять ко всем видам надзора. Пока его применяют:
Государственная противопожарная служба МЧС России;
Роспотребнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора;
Роскомнадзор.
Например, проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 3 года;
для категории значительного риска - один раз в 4 года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 7 лет;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет.
В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.
5. Проведение контрольной закупки в рамках мероприятий по контролю.
Законодателем введено новое мероприятие по контролю – контрольная закупка (действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям).
Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).
Контрольная закупка проводится:
- по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона для проведения внеплановых выездных проверок.
- без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
- только по согласованию с органами прокуратуры.
- в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.
О проведении контрольной закупки составляется акт, и ЮЛ или ИП он представляется для подписания лишь в случае выявления нарушений.
Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок будут установлены Правительством Российской Федерации.
6. Профилактическая роль контрольно-надзорной деятельности.
На органы надзора с 01.01.2017 возложена обязанность проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. Открытый перечень таких мероприятий установлен ч.2 ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ.
Кроме того, введено новое положение о мероприятиях по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с ЮЛ и ИП, к котором отнесены ( ч.1 ст. 8.3 ФЗ № 294-ФЗ):
1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;
2) административные обследования объектов земельных отношений;
3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации;
7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с ЮЛ и ИП сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований орган контроля (надзора), направляет ЮЛ, ИП предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований при следующих условиях:
- отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами
- причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства,
- а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- либо создало непосредственную угрозу указанных последствий,
- и если ЮЛ и ИП ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.
В предостережении предлагают ЮЛ и ИП принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган контроля (надзора).
Вместе с тем ничто не мешает контролерам впоследствии назначить внеплановую выездную проверку при наличии установленных законом оснований.
Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ введена статья 4.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы
причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
.
7. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя
при проведении проверки
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
2.1) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
2.2) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.


Нарушение правил торговли: виды ответственности, нормативные документы

Нарушение правил торговли рассматривает порядок и основания привлечения продавца, производителя либо исполнителя к ответственности. Возможно их привлечение к административной, гражданско-правовой либо уголовной ответственности. Также существует вероятность мирового масштаба наказания для нерадивых бизнесменов, в деятельности которых было допущено нарушение международных правил торговли.

Когда наступает административная ответственность за нарушение правил торговли

Административное правонарушение – антиобщественное, противоправное, виновное действие либо бездействие, в отношении которых установлена административная ответственность положениями действующего законодательства. Административная ответственность предполагает следующие признаки:

1) Фактическое основание – допущенный административный проступок. В большинстве случаев это не столь вредные нарушения, которые могли расцениваться как преступления.

2) Наличие специфических видов взыскания, относящихся по правовой природе к категории административных мер.

3) Привлечение к административной ответственности приводит к особым административным отношениям, одной стороной которых выступает правонарушитель, другой – представитель государства, имеющий полномочия привлекать к административной ответственности. Регулируются данные отношения положениями процессуального и административного права.

4) Внесудебный порядок рассмотрения дел (ст. 194 КоАП РСФСР);

5) Относительная простота производства по тратам времени.

6) Отсутствие судимости.

7) Относительно короткие сроки привлечения стороны к ответственности.

Административное взыскание представляет собой меру ответственности, действующую с целью воспитания лица, допустившего административное правонарушение, а также для предупреждения повторных нарушений. Административные взыскания могут быть в виде:

- Штрафа
- Предупреждения
- Возмездного изъятия либо конфискации предмета, который представляет собой объект административного правонарушения либо орудие его совершения
- Административного ареста
- Исправительных работ
- Лишения специального права
- Административного выдворения из России – для лиц без гражданства либо иностранных граждан.

Административные проступки являются менее вредными по сравнению с преступлениями, следовательно, и административные взыскания являются не столь суровыми как уголовные наказания. Многие проступки при этом не предполагают непосредственный материальный вред. Следовательно, недопустимо в таком случае применение средств гражданско-правового принуждения. Накладываться административное взыскание может не позднее двух месяцев с момента совершения отчетного правонарушения. В случае с длящимся правонарушением – не позднее двух месяцев с момента его обнаружения.

Положениями действующего административного законодательства установлены разные составы административных правонарушений в сферах ЖКХ, финансов, торговли и пр., совершение которых приводит к привлечению физических и юридических лиц к административной ответственности. Однако самые важные по своей социальной значимости – нарушения правил торговли. Выделяются в данной области следующие составы нарушений и соответствующие размеры нарушений:

1) Нарушение правил торговли — при продаже товаров в организациях и предприятиях, занимающихся торговлей. Вне зависимости от форм собственности, и гражданами-предпринимателями. Нарушение действующих правил торговли приводит к штрафу 3-25 минимальных размеров оплаты труда.

2) Незаконная торговля товарами (прочими предметами), в отношении которых действует запрет либо ограничение на свободную реализацию – штраф 3-100 минимальных размеров труда, включая конфискацию предметов либо товаров или без конфискации.

3) Реализация товаров с нарушением санитарных норм либо продукции ненадлежащего качества – 3-25 минимальных размеров оплаты труда.

4) Продажа продовольственных товаров без сертификатов и/либо знака соответствия либо в нарушение санитарных норм – предупреждение или штраф 5-100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией либо без.

5) Продажа товаров без документов – штраф 50-100 минимальных размеров оплаты труда.

6) Нарушение государственной дисциплины цен – штраф 50-100 минимальных размеров оплаты труда.

7) Торговля подакцизными товарами без маркировки марками установленных образцов – штраф 10-100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией соответствующего товара.

8) Нарушение правил торговли спиртной продукцией – штраф 100-200 рублей.

9) Обмен потребителей в небольших размерах (включая обвешивание, обмеривание, введение в заблуждение о потребительских свойствах, обсчет, и пр.) – 1-30 минимальных размеров оплаты труда.

Государственные органы согласно действующему законодательству имеют полномочия защищать права потребителей. В их числе Министерство по антимонопольной политике со своими территориальными подразделениями. Этим органом рассматриваются дела по факту антимонопольного законодательства, с государственным контролем соблюдения положений законов и прочих российских правовых актов, которые регулируют отношения в сфере защиты прав потребителей.

Деятельность данного органа в этой сфере может быть разделена на 2 основных направления:

1) Защита прав конкретного гражданина-потребителя

2) Защита прав неопределенного круга потребителей

Начинаются действия антимонопольных органов в первом случае с рассмотрения заявлений, поступивших от граждан. Если хозяйствующий субъект отказывается добровольно удовлетворить законные претензии со стороны потребителя, антимонопольными органами будет возбуждено дело по факту нарушения конкретных статей законодательства, принимая комплекс мер для принудительного удовлетворения требований со стороны потребителя – выдавая предписания, обязательные для исполнения. Предусмотрена и выдача предписаний о приостановлении либо прекращении продажи товаров для случаев, когда специалисты антимонопольных органов выявили факты подобных нарушений:

> 1. Продажа продукция с истекшим сроком годности.

2. Торговля товарами (выполнение работ), в отношении которых установлены сроки службы либо сроки годности, однако они не соблюдены.

3. Торговля товарами (предоставление услуг, выполнение работ), не имея при этом достаточную и достоверную информацию о товаре (предоставляемой услуге или товарах).

Выносится предписание согласно принятому решению в течение 3 дней с момента разбирательства дела, либо оформляется в течение 3 дней с момента предоставления акта проверки продавца (исполнителя, изготовителя). Подлежит предписание добровольному исполнению, с обязательным соответствующим уведомлением в адрес антимонопольного органа. Если предписание не выполняется, либо несвоевременно выполняется, антимонопольные органы уполномочены к возбуждению дела для привлечения к ответственности виновных лиц. Возможен также штраф до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Антимонопольный орган в пределах собственной компетенции направляет материалы о допущенных нарушениях на рассмотрение органа, который выдал лицензию на соответствующую деятельность, чтобы решить вопрос приостановления действия этой лицензии либо о её досрочном аннулировании; органов прокуратуры; прочих правоохранительных органов по подведомственности, материалов для разрешения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, которые связаны с нарушением прав потребителей, установленных законодательством.

На продавцов, исполнителей и изготовителей по требованию со стороны государственного антимонопольного органа либо территориальных управлений возлагается обязательство о предоставлении достоверных документов, устных либо письменных объяснений, прочей информации для защиты интересов потребителей.

В сфере защиты прав потребителей действуют не только антимонопольные, но также прочие государственные органы. В частности, обеспечивается контроль безопасности и качества товаров (услуг, работ) органами государственного управления:

- Госстандарт России,
- Министерство экологии и природных ресурсов,
- Го¬сударственный комитет санэпидемиологического надзора,
- Госторгинспекциясо своими территориальными управлениями и органами.
- Прочие федеральные органы исполнительной власти.

У данных органов в пределах своей компетенции есть право направления предписаний об устранении нарушений требований в отношении безопасности товаров, о снятии с производства, о прекращении производства и реализации таких товаров, о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности и службы, также в ситуации, когда не установлены подобные сроки, однако должны быть, и предписания о приостановлении продажи продукции, если отсутствует надлежащая информация о них, об отзыве товаров о потребителей.

У федеральных органов исполнительной власти есть полномочия утверждения штрафов для следующих случаев:

1) При уклонении от исполнения либо при несвоевременном исполнении законных предписаний, также при причинении ущерба для потребителей предоставляемыми товарами (услугами, работами), не соответствующими требованиям в отношении безопасности продукции и услуг – до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

2) Продажи товаров, работ либо услуг, включая импортные, без сертификатов соответствия товаров (услуг, работ) обязательным требованиям стандартов – штраф в размере стоимости реализованных товаров (услуг, работ).

3) Нарушения правил обязательной сертификации органами по сертификации, предоставление недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) испытательными центрами (лабораториями) при их обязательной сертификации – штраф в 2-кратной стоимости соответствующих товаров.

Необходима уплата всех указанных штрафов в течение 30 дней с момента получения соответствующих решений о штрафе.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение правил торговли

Гражданско-правовая ответственностьза нарушение правил торговли является одним из видов юридической ответственности – в виде санкций, действующих в отношении правонарушителя как дополнительно гражданско-правовые обязанности. Основная функция гражданско-правовой ответственности в качестве средства охраны прав потребителей заключается в компенсации – ответственность за нарушение правил торговли направлена на восстановление нарушенной имущественной сферы потребителя.

На продавца может быть возложена гражданско-правовая ответственность следующих форм:

1) Возмещение убытков.
2) Уплата неустойки.
3) Компенсация морального вреда.

В качестве причинителя может выступать изготовитель, продавец, исполнитель либо организация, выполняющая функции изготовителя (продавца). Вред, с объективной стороны, должен представлять собой следствие нарушения прав потребителей со стороны указанных лиц.

Самая суровая форма ответственности за нарушение правил торговли - уголовная

Уголовный кодекс РФ содержит ряд статей о защите прав потребителей при нарушении правил торговли и в отношении привлечения к ответственности виновных лиц.

В том числе:

1) Заведомо ложная реклама (ст. 182 УК РФ) — штраф за нарушение правил торговли 200-500 минимальных размеров оплаты труда либо в размере зарплаты либо другого дохода осужденного за период 2-5 лет, или обязательные работы в течение 180-240 ч., или арест на срок 3-6 месяцев, или лишение свободы до 2 лет.

2) Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которое привело к массовому заболеванию либо отравлению людей по неосторожности – штраф 100-200 минимальных размеров оплаты труда либо в размере зарплаты или другого дохода осужденного за срок 1-2 месяца, или лишение права находиться на определенных должностях либо ведения определенной деятельности до 3 лет, или ограничение свободы до 3 лет, или лишение свободы до 2 лет. В отношении аналогичного нарушения, которое привлекло к смерти человека по неосторожности, установлено ограничение свободы либо лишение свободы до 5 лет.

3) Производство, перевозка либо хранение с целью сбыта или непосредственно сбыт продукции, выполнение услуг либо работ, не соответствующих требованиям безопасности для здоровья либо жизни потребителей, также неравномерная выдача либо применение официального документа, который удостоверяет соответствие указанных товаров либо услуг требованиям безопасности – штраф 500-700 минимальных размеров оплаты труда либо в размере зарплаты либо другого дохода осужденного в течение срока 5-7 месяцев, или ограничение свободы либо лишение свободы до 2 лет.

Если аналогичные деяния были совершены:

- Неоднократно.

- Группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой.

- Были совершены в отношении товаров, услуг либо работ, предназначенных для детей возрастом до 6 лет.

- Привели по неосторожности к смерти либо к тяжкому вреду для здоровья человека.

Действует в этом случае штраф 700-1000 минимальных размеров оплаты труда либо в размере зарплаты за период 7-12 месяцев, или ограничение свободы до 3 лет, или лишение свободы до 6 лет с конфискацией имущества либо без неё.
Если указанные деяния привели по неосторожности к смерти 2 или большего количества лиц – лишение свободы на 4-10 лет.

4) Обман потребителей (ст. 200 УК РФ), включая обвешивание, обмеривание, введение в заблуждение о потребительских свойствах, обсчет, и пр., -если произведены в значительном размере – штраф 100-200 минимальных размеров оплаты труда либо в размере зарплаты либо другого дохода осужденного за срок 1-2 месяца, или обязательные работы сроком 180-240 ч., или исправительные работы на 1-2 года.

Если аналогичные действия совершены:

- Организованной группой либо группой лиц по предварительному сговору.

- Лицом, которое ранее было осуждено по факту обмана потребителей.

- В крупном размере.

Наказание за нарушение правил торговли в виде лишения свободы до 2 лет с лишением права находиться на определенных должностях либо ведения определенной деятельности до 3 лет.

 


 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ТОРГОВЛИ

Деятельность торговой фирмы или предпринимателя могут проверить пожарная инспекция, санитарная служба, милиция и другие структуры. Если контролеры обнаружат какие-то нарушения правил торговли, фирму, предпринимателя, а также продавца могут привлечь к административной ответственности. А в некоторых случаях руководителю фирмы или предпринимателю может грозить даже уголовная ответственность. Рассмотрим эти нарушения подробно.

Административная ответственность

Если фирма или предприниматель в ходе торговой деятельности совершат административный проступок, контролеры могут сами привлечь их к административной ответственности или составить протокол. Если проверяющий не оштрафовал фирму или предпринимателя, то он направит дело в суд. Тогда назначать наказание будет судья.

Нарушение

Статья КоАП РФ

Мера ответственности

Кто налагает штраф

Фирма или предприниматель

нарушает санитарные правила и не соблюдает гигиенические нормы

6.3

Предупреждение или

Штраф:

- для фирмы от 10000 до 20000 рублей; - для предпринимателя от 500 до 1000 рублей

Работник СЭС

Фирма или предприниматель нарушают санитарно-гигигениче-ские требования к организации питания населения (к продуктам питания, торговым местам, несоблюдение личной гигиены)

6.6.

Штраф:

- для фирмы от 20000 до 30000 рублей;

- для предпринимателя - от 2000 до 3000 рублей

Работник СЭС

Фирма или предприниматель продают товары в розницу без государственной регистрации

14.1

Штраф и для фирмы, и для предпринимателя - от 500 до 2000 рублей

Арбитражный суд, милиция, работник регистрационного ведомства

Фирма или предприниматель продают товары в розницу без специального разрешения - лицензии

14.1

Штраф:

- для фирмы от 40000 до 50000 рублей;

- для предпринимателя от 4000 до 5000 рублей

Арбитражный суд, милиция

Фирма или предприниматель продают товары, которые не отвечают требованиям стандартов, техническим условиям

14.4 п.1

Штраф:

- для фирмы от 20000 до 30000 рублей;

- для предпринимателя от 2000 до 3000 рублей

Арбитражный суд, работник государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей

Фирма или предприниматель продают товары с нарушением санитарных правил или без сертификата или декларации соответствия

14.4 п.2

Штраф:

- для фирмы от 40000 до 50000 рублей с конфискацией товара или без;

- для предпринимателя от 4000 до 5000 рублей с конфискацией товара или без

Арбитражный суд, работник государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей

Фирма или предприниматель продают товары без ККМ

14.5

Штраф:

- для фирмы от 30000 до 40000 рублей;

- для предпринимателя от 3000 до 4000 рублей

Налоговое ведомство, милиция

Фирма или предприниматель продают товар без обязательной информации об изготовителе или продавце

14.5

Штраф:

- для фирмы от 30000 до 40000 рублей;

- для предпринимателя от 3000 до 4000 рублей

Работник государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей

Продавец обвешивает, обмеривает, обсчитывает, вводит в заблуждение покупателя или по-другому обманывает его

14.7

Штраф:

- для фирмы от 10000 до 20000 рублей;

- для предпринимателя от 1000 до 2000 рублей

Работник государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей

Фирма или предприниматель нарушают право покупателя получить информацию о товаре, о продавце и другие сведения

14.8 п.1

Штраф:

- для фирмы от 5000 до 10000 рублей;

- для предпринимателя - от 500 до 1000 рублей

Работник государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей,

работник террито-риального управления

Федеральной служ-бы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Фирма или предприниматель продают алкоголь на рынке

14.16 п.3

Штраф:

- для фирмы от 30000 до 40000 рублей с конфискацией алкоголя или без;

- для предпринимателя от 3000 до 4000 рублей с конфискацией алкоголя или без

Арбитражный суд, налоговое ведомство, милиция, работник государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей

Фирма или предприниматель нарушают ветеринарно-санитарные правила продажи животной продукции

10.8

Штраф:

- для фирмы от 3000 до 5000 рублей;

- для предпринимателя от 300 до 500 рублей

Ветеринарная служба, работник государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей

Фирма или предприниматель нарушают правила привлечения иностранной рабочей силы

18.10

Штраф:

-для фирмы от 50000 до 200000 рублей;

- для предпринимателя - от 2500 до 10000 рублей

Арбитражный суд

Фирма или предприниматель нарушают требования пожарной безопасности

20.4

Предупреждение или

Штраф:

- для фирмы от 10000 до 20000 рублей;

- для предпринимателя от 1000 до 2000 рублей

Работники противопожарной службы

Помните: вас не могут оштрафовать, если с того дня, как совершено нарушение, прошло больше двух месяцев (ст. 4.5 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность наступает при серьезном нарушении правил торговли. Последствиями таких нарушений может стать причинение вреда жизни и здоровью людей, а также незаконное получение нарушителем крупной прибыли.

Чтобы заниматься торговлей, фирма или предприниматель обязаны пройти государственную регистрацию. Если же они работают без регистрации, им может грозить наказание по статье 171 Уголовного кодекса РФ. За это преступление суд может:

§   назначить штраф в размере в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до двух лет;

§   или назначить обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов;

§   или арестовать руководителя фирмы или предпринимателя на срок от четырех до шести месяцев.

Если же это преступление совершит группа людей или оно повлечет незаконное получение крупного дохода (больше 250 000 рублей), наказание будет более строгое:

§   штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

§   или лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до шести месяцев либо без штрафа.

Наказание по той же статье предусмотрено для фирмы или предпринимателя, которые занимаются торговлей без специального разрешения - лицензии. Виды деятельности, которые требуют обязательного лицензирования, указаны в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Если фирма или предприниматель торгуют подакцизным товаром (например, алкоголем или сигаретами), он обязательно должен быть маркирован. То есть на каждой единице товара должна быть акцизная марка. За нарушение этих требований предусмотрена ответственность по статье 171.1 Уголовного кодекса РФ в виде:

§   штрафа до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;

§   или лишения свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до шести месяцев.

За это же преступление, совершенное группой людей или повлекшее незаконное получение особо крупного дохода (больше одного миллиона рублей), наказание гораздо строже:

§   штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

§   или лишение свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до пяти лет либо без штрафа.

Если во время проверки милиция выявит, что продается товар, который может нанести вред жизни и здоровью покупателей, против руководителя фирмы или предпринимателя возбудят уголовное дело по статье 238 Уголовного кодекса РФ. За это преступление суд может назначить наказание:

§   штраф до 300 000 рублей или в размере зарплаты или другого дохода преступника за два года;

§   или ограничение свободы на срок до двух лет;

§   или лишение свободы на срок до двух лет.

Пример

Во время проверки на рынке милиция обнаружила, что предприниматель Иванов продает консервы с истекшим сроком годности. Во время осмотра торгового места выяснилось, что на эти консервы у предпринимателя отсутствуют сертификаты качества.

Следователь возбудил уголовное дело в отношении предпринимателя Иванова. Суд оштрафовал его на 175 000 рублей (п.1 ст. 238 УК РФ).

Если это преступление совершено группой людей, или в отношении товаров, предназначенных для детей младше шести лет, или оно повлекло смерть или тяжкий вред здоровью человека, наказание суда будет строже:

§   штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

§   или ограничение свободы на срок до трех лет;

§   или лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Если из-за преступления погибнут два или больше человек, суд лишит преступника свободы на срок от четырех до десяти лет.

Если во время торговли фирма или предприниматель нарушили санитарные нормы (например, продавали товар без сертификатов соответствия, с нарушением правил хранения и т.п.), и это привело к массовым заболеваниям или отравлениям, милиция возбудит уголовное дело по статье 236 Уголовного кодекса РФ. За это преступление суд может:

§   назначить штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до шести месяцев;

§   или лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

§   или назначить обязательные работы на срок до ста восьмидесяти часов;

§   или назначить исправительные работы на срок до одного года;

§   или ограничить свободу на срок до трех лет.

Пример

В магазин «Мир продуктов» были завезены молочные продукты. При хранении был нарушен температурный режим. Из-за этого продукты испортились и должны были быть списаны. Однако магазин продолжал торговать испорченной продукцией. Несколько покупателей этого товара попали с пищевым отравлением в больницу.

По их жалобам в магазине была проведена проверка и в отношении директора возбуждено уголовное дело по статье 236 Уголовного кодекса РФ. Суд приговорилдиректора к штрафу в размере 80 000 рублей и лишил его права заниматься предпринимательской деятельностью три года

Если нарушение привело к смерти человека, наказание суда будет более суровым:

§   обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов;

§   или исправительные работы на срок от шести месяцев до двух лет;

§   или ограничение свободы на срок до пяти лет;

§   или лишение свободы на срок до пяти лет.

Во время торговли продукцией животного происхождения (мяса, кур, икры и др.) фирма или предприниматель могут нарушить ветеринарные правила. Если это приведет к распространению заразной болезни животных (эпизоотии) или причинит тяжкие последствия (массовый падеж скота, убытки охотничьего или сельского хозяйства), милиция возбудит уголовное дело по статье 249 Уголовного кодекса РФ. За это преступление может грозить:

§   штраф в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до одного года;

§   или исправительные работы на срок до двух лет;

§   или ограничение свободы на срок до трех лет;

или лишение свободы на срок до двух

 


 

Новый порядок проверок предпринимателей с 01 января 2018 года

С 1 января 2018 года вступают в силу положения Федерального закона № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муни­ципального контроля» в соответствии с которыми плановые проверки бизнеса будут проводится на основе риск-ориентированного подхода. 

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения проверок определяется отнесением деятельности юридического лица и ИП и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска (классу опасности).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и ИП к определенной категории риска и классу (категории) опасности, а также перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.

В действующий перечень включено 38 видов государственного контроля (надзора), в том числе:

– федеральный государственный пожарный надзор;

– государственный земельный надзор;

– федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств;

– федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей;

– региональный государственный строительный надзор;

– государственный жилищный надзор и другие.

Соответствующие органы контроля (надзора) на основании действующих правил распределяют подконтрольные юридические лица и ИП по 6 категориям риска и 6 классам (категориям) опасности, от чрезвычайно высокого до низкого риска.

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности устанавливаются положениями о видах государственного контроля (надзора) с учетом утвержденных Правил, либо Федеральным законом.

Форма, продолжительность и периодичность проведения проверок будут определяться категориями риска и (или) классом (категорией) опасности.

Объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категориям риска или классам опасности. Плановые проверки в отношении таких юридических лиц и ИП не проводятся.

При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

В общем случае на официальном сайте органов государственного контроля (надзора) информация о присвоенной категории риска размещается в разделе «Для предпринимателей».

Старший помощник прокурора

младший советник юстиции                                                          Л.Р. Заитов

__________________________________________________

Важные ссылки

fond-microfinans-krim-logo bc main logo b business support rk-280x90  medium invest main logo ru

На сегодняшний день на территории Пшеничненского сельского поселения зарегистрировано 8 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Пшеничненского сельского поселения.

Созданы условия для жителей поселения в обеспечении их услугами торговли

(имеется 6 пунктов торговли) - основной отраслевой направленностью является розничная торговля.

Основными, приоритетными направлениями развития малого бизнеса являются:

  • оказание информационно-консультативной поддержки предпринимательства;
  • развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • обучение и подготовка кадров в сфере малого предпринимательства;
  • обеспечение социальной защиты и безопасности в сфере малого предпринимательства;
  • использование муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства.

Основные мероприятия развития малого и среднего бизнеса являются:

- формирование благоприятной внешней среды для развития малого бизнеса, информационно-консультативная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

- проведение конкурсов, семинаров тренингов, круглых столов и иных мероприятий с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Учитывая дефицит денежных средств местного бюджета, финансирование мероприятий, направленных на поддержку малого предпринимательства, не представляется возможным. В связи с этим, планируется оказание информационной и консультационной помощи субъектам малого бизнеса.

Основными проблемами, препятствующими интенсивному развитию малого и среднего предпринимательства, являются:

Ограниченность отраслей экономики, в которых осуществляют деятельность субъекты малого и среднего предпринимательства; ограниченный доступ субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам; дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки Данные проблемы можно решить путем активизации мер по развитию малого среднего бизнеса, в том числе государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Полномочия органов местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства закреплены в статье 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №209-ФЗ), к ним относятся:

1) формирование и реализация муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Данные вопросы Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены как к вопросам местного значения муниципальных районов (п.25 ч.1 ст.15) и городского округа (п.33 ч.1 ст.16), так и вопросам местного значения поселений (п.28 ч.1 ст.14).

Установленный статьей 11 Федерального закона № 209-ФЗ перечень не является исчерпывающим. Это означает, что органы местного самоуправления вправе реализовывать и иные полномочия, установленные как данным законом, так и иными законами, например предоставление налоговых льгот по местным налогам.

Закрепление за муниципальными образованиями вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления по их реализации означает не только право действовать в определенных сферах определенным образом, но и обязанность выполнять соответствующие функции, в данном случае – создавать условия (оказывать содействие) для развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании.

Создание в муниципальном образовании оптимальных экономических условий для предпринимательской деятельности предполагает проведение органами местного самоуправления соответствующей экономической политики, которая складывается из бюджетной, финансово-кредитной, инвестиционной, научно-технической, ценовой, и других направлений политики, при реализации которых в комплексе используются как косвенные (экономические), так и прямые (административно-ведомственные) методы регулирования.

В русле развития экономических основ местного управления главной формой воздействия на формирование предпринимательских структур со стороны органов местного самоуправления, в частности, является создание соответствующих условий и благожелательного отношения к предпринимательской деятельности. Эта форма воздействия включает в себя реализацию такой экономической политики, которая должна содействовать возникновению новых, становлению и развитию существующих хозяйствующих субъектов вне зависимости от отношения этих субъектов к определенной сфере деятельности, к той или иной категории по численности работающих, объемам производства, организационно-правовой формы и иных признаков.

Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства

Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства представляют собой нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, осуществляемых в муниципальных образованиях; объем и источники их финансирования; органы местного самоуправления, ответственные за реализацию указанных мероприятий, и ожидаемые результаты их деятельности.

Законодательство выделяет следующие направления поддержки органами местного самоуправления развитию малого и среднего бизнеса, реализуемые в рамках муниципальных программ:

  • Финансовой поддержкой согласно статье 17 Федерального закона №209-ФЗ является предоставление средств местных бюджетов субъектам малого и среднего предпринимательства или организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в форме субсидий, бюджетных инвестиций, муниципальных гарантий по их обязательствам.
  • Субсидии могут предоставляться как определенным категориям предпринимателей на определенные нужды (например, субсидии на выплату процентов по банковским кредитам), так и на реализацию определенных проектов в порядке грантов, т.е. победителям конкурсов, проводимых органами местного самоуправления. Условия предоставления субсидий должны определяются муниципальными правовыми актами. Субсидии могут предоставляться как субъектам малого и среднего предпринимательства, так и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – например, в виде полной или частичной компенсации кредитно-финансовым организациям недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной процентной ставке (на льготных условиях), совместного (паевого) финансирования с финансово-кредитной организацией.
  • Бюджетные инвестиции отличаются от прочих форм финансовой поддержки взаимовыгодным характером, т.к. предоставление субъекту малого и среднего предпринимательства ассигнований из местного бюджета сопровождается возникновением права муниципальной собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала соответствующего юридического лица.
  • Муниципальная гарантия, как вид поручительства, представляет собой принятие на себя муниципальным образованием ответственности по обязательствам субъекта малого и среднего предпринимательства перед его кредитором в случае неисполнения субъектом малого и среднего предпринимательства своих обязанностей. Общий объем и условия предоставления гарантий должны быть определены программой муниципальных гарантий на очередной финансовый год (плановый период) в решении о бюджете.
  • Имущественная поддержка, согласно статье 18 Федерального закона №209-ФЗ выражается в передаче во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.
  • Поддержка оказывается в различных незапрещенных действующим законодательством формах: аренда, в т.ч. земельных и лесных участков, ссуда, или безвозмездное пользование, лизинг, концессия и др.

При этом законодательством вводится ряд дополнительных требований к использованию переданного в порядке поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства имущества:

- имущество должно использоваться по целевому назначению;

- запрещаются продажа имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

Органы местного самоуправления вправе утвердить перечни муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Такой перечень обеспечивает как сохранение в муниципальной собственности того или иного имущества, так и информирование предпринимателей об имуществе, которое может быть им предоставлено.

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в заявительном порядке. Право на предоставление поддержки связано с подтверждением статуса субъектов малого и среднего предпринимательства и с соответствием критериям, указанным в муниципальной программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства для соответствующих форм поддержки.

Закон устанавливает принцип открытости процедур оказания поддержки и равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к поддержке. Поэтому непосредственно в законе закреплен исчерпывающий перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, которым не может оказываться поддержка:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Также в законе предусмотрен закрытый перечень оснований к отказу в предоставлении поддержки, которые связаны либо с несоблюдением требований к получателям поддержки (не представлены необходимые документы или не выполнены условия оказания поддержки), либо с виновным поведением лица (нарушением порядка и условий оказания поддержки), либо с тем, что лицу уже предоставляется поддержка.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, по которым принято положительное решение о получении муниципальной поддержки, должны быть включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей муниципальной поддержки, который ведется органами местного самоуправления.

Необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

  • каждый предприниматель является самостоятельным хозяйствующим субъектом;
  • возможности координации органов местного самоуправления ограничены с одной стороны – желанием самих хозяйствующих субъектов, с другой стороны – законодательными рамками;
  • запрещаются любые действия органов местного самоуправления, направленные или приводящие к ограничению конкуренции на рынке, ущемлению прав хозяйствующих субъектов.