Формы профилактики подросткового суицида
Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у несовершеннолетних относится к одной из важных задач воспитателей, родителей и школьных психологов. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидальности:
-
Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя, учителя и родителя.
-
Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии.
-
Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы.
-
Неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах.
-
Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска. Мнение о том, что тот, кто угрожает покончить с собой, никогда этого не сделает, не только ошибочно, но крайне опасно.
-
Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром.
-
Формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях. Ничем не может помешать напоминание подросткам о том, что все мировые религии предупреждают о тяжелой участи самоубийцы. Жизнь не заканчивается после смерти, а самоубийца, по всем мировым вероучениям, испытает адские мучения, покончив жизнь самоубийством.
-
Повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.
Если существует суицидальный риск или уже произошла попытка суицида.
Чаще всего несовершеннолетние в состоянии стресса или после совершённой попытки испытывают главную проблему – проблему общения, т.е неспособности или невозможности обсудить с кем-то возникшие проблемы. Поэтому диалог с ребенком в это время является бесценным. Первым шагом в предупреждении самоубийства всегдя является установление доверительного общения с подростком. Это очень трудно, но нужно проявить всю мудрость и терпение.
-
Внимательно выслушайте подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
-
Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
-
Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.
-
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам ребенка.
-
Не бойтесь прямо спросить не думает ли он (она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Следущие вопросы помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:
-Похоже, что у тебя что-то стряслось?
-Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?
-Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше риск суицида).
Помощь подросткам с суицидальными наклонностями или совершившими попытку суицида:
-
Вы должны оставаться самим собой. Иначе ваши разговоры и действия будут фальшивыми в глазах ребенка.
-
В вашу задачу входит вступить с подростком в доверительные отношения, чтобы о смог рассказать вам, что у него на душе.
-
Не столь важно, что вы говорите, важно как вы говорите. Если вы не можете найти нужных слов, но искренне сопререживаете ребенку, ваш голос, интонация, мимика передадут ваши чувства.
-
Говорите на равных, а не как старший.
-
Не думайте, что вы должны что-то говорить, когда возникнет пауза. Молчание дает каждому из вас время подумать.
-
Проявите искреннее участие, а не допрос с пристрастием. Простые и прямые вопросы «Что случилось?», «Что произошло?» будут мене угрожающими, чем сложные, Напоминающие допрос, вопросы.
-
Направляйте разговор в сторону боли ребенка, а не от нее.
-
Будьте на стороне ребенка. Не принимайте сторону людей, которым он причиняет боль или которые причиняют боль ему.
-
Дайте возможность ребенку найти свои собственные ответы, даже если вы считаете, что знаете очевидное решение и выход.
-
И последнее.Когда вы не знаете, что сказать, не говорите ничего. Но будьте рядом!
В заключении можно сказать следующее. Самоубийство является сложным, многоплановым явлением. Сегодня оно представляет серьёзную проблему общественного здоровья, требующую постоянного внимания.
Профилактика самоубийств, помимо усилий специалистов в области суицидологии, предусматривает повышение уровня знаний в этой области не только работников учебных заведений, но и родителей и всего общества в целом.